- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Использование наглядных средств обучения на уроках географии для развития познавательного интереса школьников
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Педагогика
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Использование наглядных средств обучения на уроках географии для развития познавательного интереса школьников"?82 страницы
39 источников
Добавлена 15.08.2025 Опубликовано: studservis
19220 ₽
38440 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ 11
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес» 11
1.2 Особенности организации уроков географии 17
1.3 Наглядность: понятие, классификация, особенности использования на уроках географии 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ 42
2.1Методы и материалы исследования 42
2.2Содержание работы по развитию познавательного интереса обучающихся на уроках географии посредством средств наглядности 54
2.3Анализ и обсуждение результатов 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
Фрагмент для ознакомления 2
Современное образование обеспечивается Федеральными стандартами нового поколения. В их основе положена организация обучения согласно принципам и особенностям системно-деятельностного подхода. Реализуемый подход нацелен на изменение ведущей роли учителя с позиции «носителя знаний» к «помощнику в их получении». Такая ролевая функция учителя заключается в том, что педагог не должен давать готовые знания, а должен использовать исследовательскую, проектную, интерактивную деятельность, которая бы позволяла обучающимся самостоятельно выявить проблему урока, определить его тему и самостоятельно перерабатывать информацию.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес»
Развитие познавательного интереса школьников было и остается приоритетной задачей педагогики.
Педагогический интерес – это волевое качество, которому следует уделять как можно больше времени в процессе развития личности человека.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что единого подхода к пониманию сущности такого качества, как познавательный интерес, нет (Таблица 1).
В общепринятом понимании познавательный интерес – это:
- способность и желание выполнять задачу или деятельность без помощи других [5];
- независимость, свобода от постороннего влияния, принуждения, посторонней помощи, поддержки. Познавательный интерес – это независимые действия, суждения, инициатива и решительность [9];
Определения познавательного интереса в педагогике строятся на общепринятых представлениях об этом качестве личности – это способность не поддаваться влиянию различных факторов, действовать согласно своим взглядам и мотивам.
Изучение познавательного интереса среди обучающихся рассматривается педагогами и психологами в разрезе трех научных течений: интеллектуального, эмоционального, волюнтаристского.
Исследователи, опирающиеся на интеллектуальную сторону развития познавательного интереса, отмечаются, что в его основе положен ряд высших психических функций, которые позволяют обучающимся активно проявлять учебную деятельность.
Исследователи, поддерживающие эмоциональную сторону развития познавательного интереса, отмечают, что познавательный интерес выражается в интересе ребенка к учебе, в положительном отношении к ней, в получении удовольствия от уроков.
Педагоги, рассматривающие познавательный интерес с точки зрения волюнтаристского направления, отмечают, что познавательный интерес опирается на волю и стремление обучающихся к преодолению трудностей.
Учитывая тот факт, что деятельность учащихся определяется характером их познавательного интереса, целесообразно выделить уровни развития познавательного интереса:
- первый уровень – низкий - связан с низкими способностями обучающихся к организации познавательной активности в виду отсутствия у последних опыта, знаний и умений;
- второй - срединный уровень – определяется способностью обучающихся выполнять шаблонные варианты учебных работ, не требующие творческого подхода, волевых усилий и необходимостью в использовании различных источников информации;
- третий – высокий уровень развития познавательного интереса – обусловлен способностью обучающихся к самостоятельному планированию содержания, выбору методов и средств выполнения учебной работы, самостоятельному поиску и анализа источников информации, способность к рефлексии и творческому подходу.
1.2 Особенности организации уроков географии
Современное образование обеспечивается Федеральными стандартами нового поколения. В их основе положена организация обучения согласно принципам и особенностям системно-деятельностного подхода. Реализуемый подход нацелен на изменение ведущей роли учителя с позиции «носителя знаний» к «помощнику в их получении». Такая ролевая функция учителя заключается в том, что педагог не должен давать готовые знания, а должен использовать исследовательскую, проектную, интерактивную деятельность, которая бы позволяла обучающимся самостоятельно выявить проблему урока, определить его тему и самостоятельно перерабатывать информацию.
В рамках системно-деятельностного подхода основной формой организации образовательного процесса является урок, но в силу новых стандартов, можно отметить существенные изменения в его структуре и принципах организации на каждом этапе.
Каждый учебный предмет в своем содержании должен отражать основные научные понятия, позволяющие сформировать у обучающихся целостное представление о предмете.
Предметные образовательные результаты показатели успешного усвоения школьником предметной линии, основных понятий и взаимосвязей в рамках конкретного учебного предмета. Поэтому предметные образовательные результаты определяют непосредственный уровень знаний по данному предмету.
Метапредметные результаты - показатели междисциплинарной связи нескольких предметов, позволяющих обучающемуся применять предметные знаний в рамках других областей. Метапредметные результаты являются показателями практического опыта школьника, его умения транслировать знания в разных условиях.
Личностные результаты определяют ценностно-смысловые показатели отношения обучающегося к учебному процессу, самому себе, сверстникам и результатам своей учебной деятельности.
Предметные результаты в рамках каждого предмета представлены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Данный документ содержит перечень и описание базовых предметных результатов по школьным предметам, которые обучающиеся должны продемонстрировать в рамках учебной программы [30].
Метапредметные результаты в настоящее время освещения в отечественной методике обучения. В основном стандарте указано, какие результаты можно считать метапредметными:
- умений самостоятельного определения цели и образовательных задач, определение мотивов деятельности и ее значимости;
- умение к самостоятельному планированию собственной деятельности на пути достижения цели; выбор и обоснование различных вариантов решения проблемы;
- умение оценке собственных достижений, соотношения достигнуто и планируемого, умения с
- умение адекватно оценить свои результаты, понимать и принимать недостатки;
- умение обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать и избирать необходимый материал в соответствии с поставленной целью выявлять причинно-следственные связи, ставить гипотезы, анализировать и выдвигать предположения;
- умение работать с различными источниками информации в разных формах представления, умение осознавать знаки и символы и работать с ними;
- умения смыслового чтения;
- умение вступать в коммуникативную ситуацию, вести её в соответствии с коммуникативной задачей, организовывать общение в разных формах, умение противостоять конфликту и находить пути его разрешения;
- владеть речевые конструкциями и средствами для достижения коммуникативной цели, владение разными видами речи;
- уметь работать с информационно-коммуникативными технологиями [30].
1.3 Наглядность: понятие, классификация, особенности использования на уроках географии
Использование средств наглядности уде давно закреплено в учебном процессе. Многочисленные исследования авторов показывают, что средства наглядности выступают эффективными обучающимися механизмами.
Понятие о наглядности в педагогической науке имеет множество определений. Разные авторы по-своему рассматривают наглядность:
- средство иллюстрации устного изложения материала учителем (В.Л. Петровский);
-средство познавательной деятельности (Т.Н. Карпова);
- форма представления учебного материала;
- свойство учебных моделей (А.А. Люблинская);
- дидактический принцип (Я.А. Коменский).
Как можно увидеть из представленных определений определение сущности понятия «наглядность» не имеет единого мнения среди исследователей.
Наглядность основана на влиянии на зрительные образы и представления ребенка. В процессе восприятия наглядных моделей у обучающихся сохраняется зрительных образ, который в дальнейшем он использует в решении учебных задач [2].
Можно подытожить, что наглядность рассматривается как процесс предъявления и воспроизводство обучающимся наглядных образов.
Разработанный Я.А. Коменским принцип наглядности является одним из ключевым в учебном процессе. На основе этого принципа можно сказать, что учебный процесс ориентируется на накопление у ребенка определенных зрительных моделей посредством работы зрительных органов.
В педагогическом словаре принцип наглядности трактуется как один из основных принципов дидактики, согласно которому обучение базируется на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учениками [31]. Соответственно в нашем исследовании под принципом наглядности мы понимаем один из основных дидактических принципов, предполагающий обучение, основанное на психических образах, воспринимаемых обучающимися.
В данной классификации важным аспектом, с позиции наших исследований, является то, что в основание классификации автор положил цели, содержание учебного материала и методы дидактики. В определенном смысле в таком подходе проявляется осознание необходимости классификации наглядных средств в зависимости от выбора педагогической системы обучения, что составляет основу наших взглядов на данную проблему.
И.Л. Дрижун различает три вида наглядности по характеру отражения действительности:
- натуральную (натуральные объекты, вещества, коллекции и т. п.);
- изобразительную (фотографии, рисунки и пр.);
- символическую (схемы, графики, диаграммы, формулы веществ, электронные формулы атомов, схемы строения и пр.) [11].
Также в рамках настоящего исследования нами был проведен анализ учебно-методического комплекса по географии для обучающихся средней школы.
Для того чтобы выявить особенности учебного материала и методы его изучения, в частности применение наглядных средств обучения, нами был проведен сравнительный анализ учеников по географии для обучающихся 7 класса.
Объектами нашего изучения стали следующие УМК:
- УМК «География. 7 класс» авторов А.А. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина;
- УМК «География. 7 класс» авторов А. П. Кузнецов, Л. Е. Савельева.
Для более полного анализа нами был выбран раздела «Главные особенности изучения Земли», так как в рамках данного раздела осуществлялась педагогическая работа.
В качества показателей сравнения нами были выделены следующие:
- расположение раздела в общем курсе УМК;
- тематическое содержание раздела;
- особенности организации обучения и подачи материала.
В УМК «География. 7 класс» авторов А. П. Кузнецов, Л. Е. Савельева рассматриваемый нами раздел именуется как «Природа Земли: главные особенности» и является первым разделом учебника (Рисунок 11).
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ
2.1Методы и материалы исследования
Настоящее исследование имело цель выявить особенности использования наглядных методов обучения как средства развития познавательного интереса у обучающихся при изучении учебного курса «География». Для этого нами была проведена опытная работа.
Исследование проходило на базе.
В нем приняло участие обучающиеся 7 классов, в количестве 46 человек, поделенных на две группы – экспериментальная группа (7 «А» класс в количестве 22 обучающихся и контрольная группа (7 «Б» класс в количестве 24 обучающихся) и 3 учителя географии.
Опытная работа включала в себя следующие этапы:
- констатирующий этап - на данном этапе были выделены показатели и критерии уровня развития познавательного интереса среди обучающихся, подобраны методы и методики исследования, проведена качественная и количественная оценка полученных результатов;
- формирующий этап – на данном этапе были разработаны и апробированы уроки с элементами наглядности, которые направлены на развитие познавательной активности у обучающихся на уроках географии;
- контрольный этап – целью данного этапа являлось выявление эффективности проведенной педагогической работы по использованию средств наглядности в развитии познавательного интереса у обучающихся на уроках географии.
Констатирующий эксперимент состоял из следующих этапов:
- подготовительный этап – целью данного этапа являлся теоретический анализ и обоснование показателей развития познавательного интереса у обучающихся 7 класса. Выбор методик исследования.
- деятельностный этап – на данном этапе осуществлялся анализ деятельности педагогов по географии в развитии познавательного интереса у обучающихся. Для этого нами использовалось наблюдение, анкетирование и тестирование. Также было проведено тестирование среди обучающихся 7 класса на предмет оценки развития познавательного интереса к учебному предмету «География».
Для оценки уровня сформированности познавательного интереса среди обучающихся 7 класса нами были использованы следующие методы:
1. Анкетирование. Анкетирование осуществлялось на основе разработанной автором диссертации анкеты, включающей следующие вопросы:
- Нравится ли тебе уроки географии?
- Нравится ли тебе выбранные педагогом формы и методы обучения?
- Хотел бы ты изучать географии во внеурочное время?
Анкетирование обучающихся с целью выявлению мотивированности и удовлетворенности степенью обучения географии показало, что большая часть обучающихся считают данный предмет неинтересным (Рисунок 15).
Только 12% детей ЭГ и 17% детей КГ показали высокий уровень познавательного интереса. Такие обучающиеся увлечены предметом. Всегда активно работают на уроке. Обучающиеся имеют отличную успеваемость. Выбор заданий был ориентирован на уровень сложности и проблемности.
Доля детей со средним и низким уровнями развития познавательного интереса среди обеих классов практически одинаково. Все это показывает, что обучающиеся не имеют интереса к изучению данного школьного предмета.
Последним этапом констатирующего эксперимента было анкетирование учителей географии.
Наблюдение показало, что учителя географии в своей работе в основном используют карты как средства наглядности. Уроки проводятся в устной форме, учителю используют презентацию как средство наглядной подачи учебного материала.
Также в рамках исследования нами было проведено анкетирование учителей географии для того чтобы выявить, используют ли они современные средства наглядности на своих уроках, их отношение к использованию данных средств.
Анкетирование включало четыре вопроса:
- Как часто вы используете средства наглядности? (каждый урок, через урок, после каждого раздела)
- Какие средства наглядности Вы используете на своих уроках? (карты, видео ролики, ментальные карты, опорно-логические конспекты).
- В чем Вы считаете сложность использования данных средств наглядности на уроках? (необходимо их самостоятельно разрабатывать, долго искать, дети их не поймут).
- Достаточно ли эффективно, по вашему мнению, использование современных средств наглядности на уроках географии в рамках действующего стандарта? (да, нет, не знаю).
После анализа ответов учителей географии нами были получены следующие результаты (Рисунок 19).
2.2Содержание работы по развитию познавательного интереса обучающихся на уроках географии посредством средств наглядности
Констатирующий этап опытной работы показал, что среди обучающихся 7 класса у многих школьников выявлен низкий уровень познавательного интереса. Данный факт показывает, что с обучающимися 7 класса необходимо проводить работу по развитию познавательного интереса, что, в свою очередь, станет условием повышения знаний обучающихся и их учебных достижений.
В рамках предложенной гипотезы нами были выделены условия развития познавательной активности у обучающихся 7 класса на уроках географии:
- на уроке географии будут использованы различные средства наглядности (карты, видео ролики, ментальные карты, опорно-логические конспекты);
- использование наглядных средств обучения будет подчинено структуре и этапам урока географии.
Преподавание предмета «География» осуществляется на основе УМК «География. 7 класс» авторов А. П. Кузнецов, Л. Е. Савельева.
При разработке наглядных средств обучения выдвинуты главные дидактические требования [8]:
1. Система наглядных средств обучения должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретение учащимися глубоких и твердых знаний, развитие у них познавательных способностей, формирование умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
2. Система должна соответствовать основным принципам дидактики: прежде всего принципам доступности и систематичности, взаимосвязи теории и практики, сознательной и творческой деятельности, принципу обучения на высоком научном уровне.
3. Работа, включенная в систему, должна быть разнообразной по образовательным целям и содержанию, чтобы учащиеся развивали широкий спектр навыков и навыков.
В рамках исследования было проведено 4 урока, посвященных изучению раздела «Главные особенности природы Земли»:
- Тема 1. Материка и океаны на поверхности Земли;
- Тема 2. Материка и части света.
- Тема 3. Особенности рельефа Земли.
- Тема 4. История формирования рельефа Земли.
Учитывая положения гипотезы, педагогическая работа была построена следующим образом.
Для подтверждения первого положения гипотезы, в рамках проведенных уроков нами использовались различные средства наглядности.
В первую очередь, стоит упоминать карты. Так как в географическом классе имеет несколько карт, они использовались нами в процессе расширения представлений обучающихся о количестве материков и океанов, об их положении на Земле, взаимном расположении друг с другом.
Работа с картой предполагала активную мыслительную деятельность обучающихся. В процессе урока мы просили отдельных школьников подойти к карте, показать названные нами материки, описать их особенности, которые может получить ученик на основе анализа картографического материала.
Еще одним инструментом в работе учителя географии являются контурные карты. Их использование отводится на домашнюю часть обучения школьников.
Вторым положением нашей гипотезы являлось рациональное использование средств наглядности в зависимости от этапов урока.
В зависимости от назначения наглядных средств на уроках географии они подразделяются:
1) средства, которые использует педагог в качестве источника получения знаний;
2) средства, способные обеспечить аналитическую деятельность учащихся [4].
К первой группе средств можно отнести все средства наглядности, в которых заложена учебная информация/ (искусственное средство, естественный предмет, картина, фотография, плоскостное изображение, модель).
При работе с картой, схемой или моделью процесс мышления у учащихся протекает по-разному.
Во второй группе средств важное место занимает соотношение наглядности с реальным объектом. Учащиеся изучают натуральные средства наглядности, воспроизводящие географические объекты и явления. Они служат формированию конкретных представлений.
На этапе актуализации знания нами использовались карты, которые обучающиеся рассматривали для частичного ознакомления с будущей темой урока.
В течение всего урока нами использовалась мультимедийная презентация, на которой транслировались не только учебные материалы, но и подготовленные нами дидактические задания (Рисунок 31).
- Молодцы. Вы хорошо запомнили нашу тему.
Этап рефлексии.
- Расскажите, что из урока Вам понравилось больше всего (ответы детей).
Домашнее задание – выучить параграф учебника стр. 8-9.
Урок 2 по теме «Материки и части света».
Этап проверки домашнего задания.
- Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами изучили тему «Материки и океаны». Кто скажет мне, что называется материком? (ответы детей). Сколько всего материков? (ответы детей) Какой материк самый большой? (ответы детей).
Этап актуализации знания.
- Молодцы. Сегодня мы продолжим изучать данную тему. Посмотрите внимательно на экран (слайд 2). Как вы думаете о чем что вы сегодня будем изучать?
2.3Анализ и обсуждение результатов
После проведения формирующего этапа опытной работы нами была осуществлена повторная диагностика уровня развития познавательного интереса среди обучающихся 7 класса на уроках географии.
Контрольный этап проходил в тех же условиях и с той же группой испытуемых, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Первоначально мы провели повторное анкетирование обучающихся 7 классов.
Анкетирование обучающихся с целью выявлению мотивированности и удовлетворенности степенью обучения географии показало, что большая часть обучающихся 7 «Б» по прежнему считают предмет «География» не интересным (Рисунок 32), но среди обучающихся 7 «А» нами было отмечено увеличение числа детей (Рисунок 33).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящая магистерская работа была посвящена актуальной теме исследования - повышение познавательного интереса к изучению предмета «География» среди обучающихся.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / Под ред. Г.И. Щукиной. - Москва, 1984.
2. Алексеев, А.Н. Современный справочник / А.Н. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. – Москва: Просвещение, 2014 г. – 256 с.
3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – Москва: Просвещение, 2011. – 159 с.
4. Баринова, И.И Программа основного общего образования по географии в соответствии с ФГОС к линии учебно-методических комплексов по географии для 5-9 классов (классическая линия) / Баринова И.И., Дронов В.П., Душина И.В., Сиротин В.И. – Москва: Дрофа, 2012.
5. Воронова, Т.С. Электронные ресурсы в обучении географии / Т.С. Воронова // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. - 2019. - №1 (33). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-resursy-v-obuchenii-geografii (дата обращения: 14.02.2024).
6. География. 7кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. 11-е изд, перераб. – Москва: Просвещение, 2023. – 256 с.
7. Громова, В.И. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие / В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. – Саратов, 2013. – 120 с.
8. Денисов, А.Е. Дидактические принципы применения средств обучения / А.Е. Денисов, В.М. Казанский.— Киев, «Вища школа», 1982.— 52 с.
9. Душина, И.В. География: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учебник / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под ред. В.П. Дронова. – Москва: Дрова, 2014. – 398 с.
10. Ильин, В.С. Формирование познавательных потребностей у школьников / В. С. Ильин, С. В. Петриченко, З. С. Яковлева ; М-во просвещения РСФСР. Рост. н/Д гос. пед. ин-т. – Ростов-на-Дону: [б. и.], 1969. - 54 с.
11. Кадацкая, Н.В. Использование интерактивных методов обучения на уроках географии / Н.В, Кадацкая // Интерактивная наука. - 2021. - №9 (64). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-metodov-obucheniya-na-urokah-geografii (дата обращения: 15.02.2024).
12. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. –Москва: Просвещение, 2008.
13. Кузнецов, А.П. Географию Земля и люди. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дропов. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2014. – 175 с.
14. Кушнир, М.Т. Использование интерактивной доски на уроках географии / М.Т. Кушнир // Наука и современность. - 2010. - №3-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnoy-doski-na-urokah-geografii (дата обращения: 15.02.2024).
15. Машарова, В. А. Познавательный интерес школьников с позиции современности / В. А. Машарова // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2008. – № 2. – С. 1238.
16. Мороз, Н.Я. Конструирование технологической карты урока: Научно-методическое пособие / Н.Я. Мороз. - Витебск, 2006. – 56 с.
17. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. – Москва: Просвещение, 1997. – 95 с.
18. Никонов, О.В. Формирование эколого-географических знаний средствами ИКТ-технологий / О.В. Никонов, И.Т. Гайсин // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologo-geograficheskih-znaniy-sredstvami-ikt-tehnologiy (дата обращения: 14.02.2024).
19. Новоселова, Д.В. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «ФИШБОУН» В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Теория и практика социогуманитарных наук. 2020. №4 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metoda-fishboun-v-obuchenii-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 15.02.2024).
20. Онищук, В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. – Москва: Просвещение, 1999. – С.184.
21. Петрова, И.А. Методические аспекты использования ментальных карт в процессе обучения / И.А. Петрова, П.А. Егармин // Решетневские чтения. 2014. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-ispolzovaniya-mentalnyh-kart-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 15.02.2024).
22. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской и др. «География материков и океанов». Воробцова Т.Н.- География 7 класс.
23. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. – Москва: Просвещение, 2011. – 342 с.
24. Программа по географии 6-11 классы, Курчина С.В.- Москва: «Дрофа». 2010г.
25. Пронина, Н. А. Использование технологии «фишбоун» при обучении будущих учителей // Перспективы развития высшей школы : материалы XIII Международной научно-методической конференции. Гродненский государственный аграрный университет. — Гродно, 2020. — С. 238-241.
26. Пятунин, В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии» / В.Б. Пятунин. - Москва: «Дрофа», 2000.
27. Пятунин, В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии: Метод. Пособие / В.Б. Пятунин. – Москва: ООО «Издательство АСТ», 2003.
28. Редченко, И. М. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности / И. М. Редченко, О. В. Ивасева // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса. Материалы XVII международной научнопрактической конференции / Под общей редакцией В. В. Пономарева, Т. А. Куткович. – 2015. – С. 211-217.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Москва, 2001.
30. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. – Москва: КНОРУС, 2010. – 432 с.
31. Суркова, О. А. «Фишбоун» как прием реализации технологии развития критического мышления // Образовательная среда сегодня: теория и практика : сборник материалов XI Международной научно-практической конференции / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. – 2020. – С. 30-31.
32. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников : Кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. – Москва: Просвещение, 1988. – 173 с.
33. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др.; Под ред. С. Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой.— Москва: Издательский центр «Академия», 2000. — С. 154.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Москва: Просвещение, 2013. – 48 с.
35. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2011. – 159 с.
36. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Кохтова. A.M. Кондакова. – Москва: Просвещение, 2011. – 79 с.
37. Харламов, И.Ф. Активизация учения школьников : дидактические очерки / И. Ф. Харламов. - Минск : Нар. асвета, 1970. - 158 с.
38. Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза / В.Ф Шаталов. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. - 189 с.
39. Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г. И. Щукина, д-р пед. наук. - Москва : Знание, 1972. - 32 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней